Главная
 
Разделы
 
 
Макаров С.М.
 

Режиссер цирка: Очерки истории цирковой режиссуры в 1940-1980-е годы Режиссер цирка: Очерки истории цирковой режиссуры в 1940-1980-е годы
Автор: Жанр: Цирк. Художественная самодеятельность Издательство: Либроком Год: 2012 Страниц: 416 Дата загрузки: 08 марта 2015
   своего великого Учителя — Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В книге подробно рассказывается о деятельности М.С. Местечкина, педагога выдающихся клоунов Карандаша, Ю.В. Никулина, М.И. Шуйдина, О.К. Попова и других. Уникальные спектакли «Карнавал на Кубе», «Лечение смехом» и цирковые номера, в том числе «Вторая рапсодия Листа», зарождались и создавались под руководством и при участии главного режиссера Московского цирка на Цветном бульваре Местечкина. В 1975 г. М.С. Местечкин осуществил мечту многих поколений цирковых деятелей, открыв кафедру циркового искусства в ГИТИСе. Талантливый педагог, он воспитал целую плеяду одаренных режиссеров, успешно работающих как на родине, так и за рубежом. В монографии также исследуются творческие поиски и постановки номеров, аттракционов, спектаклей талантливых режиссеров А.Г. Арнольда, Б.А. Шахета, Г.С. Венецианова, А.Б. Аронова, С.Д. Морозова, Н.Н. Зиновьева, Е.А. Рябчукова, способствовавших расцвету циркового искусства в нашей стране. Когорта выдающихся отечественных режиссеров разработала и утвердила новые художественные принципы создания цирковых представлений, драматических пантомим, феерий, фономим. Это благотворно повлияло на развитие отечественного и зарубежного цирка, а также становление «театров-цирков» конца ХХ — начала XXI вв. Книга рекомендуется как специалистам — исследователям отечественной культуры, так и широкому кругу читателей, интересующихся театральным и цирковым искусством.
 
Искусство цирка в России: От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных Искусство цирка в России: От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных
Автор: Жанр: Разное Издательство: Либроком Год: 2013 Страниц: 304 Дата загрузки: 02 сентября 2018
   В настоящей монографии исследуется история российского цирка от истоков до начала XX века. Показано, что истоки циркового искусства берут начало в языческих обрядовых, магических, ритуальных действах, гадательных практиках, древних смеховых традициях, а с наступлением господства христианской религии на Руси продолжают свое развитие в виде игр, веселых забав, содействуя зарождению цирковых жанров. Рассматриваются факторы, способствовавшие популяризации и распространению циркового искусства в России, — гастроли иностранных театрально-цирковых трупп, начавшиеся в XVIII в., внимание монарших особ и русских масонов к цирковому творчеству зарубежных мастеров, строительство летних и зимних стационарных цирков, открытие Императорского цирка в Санкт-Петербурге и циркового класса в Императорском театральном училище. Описывается вклад русских предпринимателей — М. Загоскина, В. Новосильцева, братьев Никитиных, П. Крутикова, М. Бекетова и других — в развитие циркового дела в России. Монография рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей искусства и культурологией.
 
Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка
Автор: Жанр: Цирк. Художественная самодеятельность Издательство: Эдиториал УРСС Год: 2009 Страниц: 224 Дата загрузки: 10 декабря 2011
   Китайские цирковые артисты издавна гастролировали в России, и публика всегда с большим интересом воспринимала номера экзотических виртуозов с Востока. Однако историки российского цирка мало уделяли внимания мастерам из Поднебесной, акцентируя свои исследования, как правило, на достижениях русских и европейских умельцев. Становление и развитие циркового искусства в России и в Китае рассматривалось раздельно. В данной работе предлагается иная точка зрения. В ней исследуется многовековое взаимовлияние китайского и русского цирка. Изучается история древнейшего циркового искусства, а также цирковое искусство современности. Работа рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся искусством и его историей.
 
Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства
Автор: Жанр: Цирк. Художественная самодеятельность Издательство: Либроком Год: 2013 Страниц: 280 Дата загрузки: 15 июня 2015
   В книге впервые исследуются сакральные ритуалы, архаические обряды, магические действа, секретные навыки шаманов, трансформировавшиеся в художественный мир цирка. Работа сочетает в себе знания эзотерических практик, оккультных теорий, истории древнейшего циркового искусства, берущие начало в протоиндоевропейском шаманизме. Монография рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся культурологией и историей искусства.
 
Искусство клоунады в СССР Искусство клоунады в СССР
Автор: Жанр: Цирк. Художественная самодеятельность Издательство: Либроком Год: 2010 Страниц: 272 Дата загрузки: 28 июня 2012
   Слава о мастерах советского цирка в ХХ веке гремела на весь мир, однако беспрецедентной популярностью и любовью у зрителей пользовались клоуны — поэтому именно их искусству посвящена настоящая монография. Автор книги Сергей Макаров — теоретик и практик цирка, лично знавший многих легендарных комиков. В книге прослеживаются процессы становления и развития советской клоунады — рождение комического героя нового типа, формирование эстетических принципов комедийного искусства советского цирка; дается подробная характеристика клоунских масок, анализируется репертуар ведущих мастеров манежа. Живо и ярко рассказывается о творческих поисках, веселых и остроумных комедийных номерах, смешных репризах, забавных сценках отечественных комиков, таких как Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Акрам Юсупов, Борис Вяткин, Константин Берман, Леонид Енгибаров, клоун Май, Андрей Николаев и другие. Для студентов и преподавателей училищ циркового и эстрадного искусства и отделений режиссуры цирка театральных институтов, а также всех почитателей циркового искусства и просто любителей и знатоков хорошего юмора.
 
Театрализация цирка Театрализация цирка
Автор: Жанр: Цирк. Художественная самодеятельность Издательство: Либроком Год: 2010 Страниц: 288 Дата загрузки: 14 августа 2012
   В настоящей книге впервые исследуется проблема «театрализации цирка» от истоков театрального и циркового искусства до настоящего времени. Ранее считалось, что идея театрализации цирка возникла лишь в 20-е годы ХХ в. и принадлежала реформаторам театра. В данной работе предлагается принципиально новая точка зрения. Автор доказывает, что на протяжении тысячелетий театральное и цирковое искусство находились в состоянии взаимообогащения, сцена и арена дополняли друг друга, театрально-цирковые труппы находились под одной крышей, цирковые произведения буквально напитывались театральными мотивами и приемами игры. В книге впервые реконструируются спектакли «Царь Эдип» Софокла и «Макбет» Шекспира, поставленные в Петрограде в 1918 г., а также дается подробное описание спектакля «Мистерия-буфф» В. Маяковского, постановка которого была осуществлена в Москве в 1921 г. В работе особо подчеркивается, что, несмотря на ряд неудач в 20-30-е гг. ХХ в. — чрезмерную политизацию и примитивную агитационность, иллюстративность постановок, — процесс театрализации цирка не прекратился. К тому же в конце ХХ в. за рубежом стали возрождаться драматические пантомимы и феерии, которые демонстрировались в цирках и на сценических площадках. Более того, ныне создаются «театры-цирки», где театральная драматургия решается цирковыми выразительными средствами. Автор описывает и анализирует спектакли «театров-цирков», показанные в Москве в 2009 г. на Чеховском театральном фестивале: «Туман» автора и режиссера Д. Финци Паски, семейные «театры-цирки» В.Чаплин и Ж.-Б. Тьере. Книга рекомендуется как специалистам — исследователям современного искусства, так и широкому кругу читателей, интересующихся театральным и цирковым искусством.
 
От старинных развлечений к зрелищным искусствам: в дебрях позорищ, потех и развлечений От старинных развлечений к зрелищным искусствам: в дебрях позорищ, потех и развлечений
Автор: Жанр: Общие вопросы. Культурология. История культуры Издательство: Либроком Год: 2011 Страниц: 208 Дата загрузки: 17 августа 2013
   В настоящей работе исследуются развлечения, истоки которых берут начало в магических, обрядовых, ритуальных действах, гадательных практиках и древних смеховых традициях. Автор обращается к рудиментам магических и ритуальных действий, древним смеховым традициям, сохранившимся в современных детских развлечениях, которые способствовали зарождению цирковых жанров. В книге показано, как древнейшие действа, входившие в масленичное «игрище», отчасти трансформировались в театральное, балаганное искусство и цирковые номера, аттракционы. В работе рассматриваются балаганные приемы и номера, которые нашли свое место в театральных постановках, эстрадных и цирковых программах. Впервые исследуется эротизм циркового искусства, берущий начало в магии плодородия, оргиастических культах; определяется граница понятий «эротический» и «сексуальный». Автор рассказывает о том, как «алогичное мышление», являющееся важнейшей частью древних смеховых традиций, способствовало возникновению искусства клоунады, а также содействовало развитию у большинства людей сообразительности и чувства юмора. Для театроведов, фольклористов, культурологов, исследователей современного искусства, историков эстрадного и циркового творчества.
 

 

 

 

2011–2024

Рейтинг@Mail.ru